Урванский Муниципальный район

Прокуратура информирует

10.11.2021 в 10:00
1 просмотра
Прокуратура информирует

1.Защита лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

Ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции, Российская Федерация обязалась принять данную Конвенцию за правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, поэтому защита указанной категории лиц является важнейшей задачей государства. В примечаниях к нормам федерального законодательства, а также в некоторых подзаконных актах, раскрываются гарантии защиты, предоставляемые государством.

Так, согласно с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам, сообщившим о фактах коррупции. Согласно данному порядку рассмотрение вопросов привлечения лиц, замещающих должность в государственном органе, Центральном банке РФ, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственной корпорации (компании), иной организации,

созданных на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.

Кроме того, лицам, намеревающимся сообщить о фактах коррупции федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, и подведомственными им учреждениями, юридическими бюро, органами прокуратуры и другими организациями оказывается бесплатная юридическая помощь, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.

Следующей гарантией является освобождение лица от уголовной ответственности за сообщение о факте дачи взятки и посредничестве должностному лицу. Это очень действенная мера для лиц, которые осознали последствия совершенного ими преступления и готовы сотрудничать со следственными органами.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, согласно которым от административной ответственности освобождается юридическое лицо, в интересах которого давалась взятка или коммерческий подкуп, если руководство данного юридического лица способствовало выявлению данного правонарушения.

Также для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению может быть рассмотрен вопрос о государственной защите как участника уголовного судопроизводства.

Таким образом, необходимо отметить, что российское законодательство в сфере противодействия коррупции сформировано, что предполагает последовательное соблюдение принципов системности и комплексного подхода к регулированию общественных отношений, направленных на защиту лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и преступлениях.

2. Уголовная ответственность за дачу взятки в сфере образования

В соответствии с законодательством, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, вымогательство, - то есть любое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, услуг имущественного характера.

Согласно с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей.

Если педагогический работник своевременно не принял необходимых мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов данное поведение может квалифицироваться как коррупционное правонарушение, что влечет расторжение трудового договора на основании статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 7.1 непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов).

Преподаватель учебного учреждения несет ответственность за получение взятки при приеме экзаменов/зачетов и выставлении оценок в качестве члена государственной экзаменационной комиссии. При этом решается вопрос о дополнительном вменении состава преступления «служебный подлог» (статья 292 Уголовного кодекса РФ).

Так, в случае, когда студент показал на экзамене (зачете) недостаточный уровень знаний, выставление преподавателем за вознаграждение более высокой оценки, чем заслуживает обучающийся надлежит оценивать как дачу взятки с использованием служебного положения за незаконные действия (то есть с квалифицирующим признаком, усиливающим наказание) и за служебный подлог (статья 292 Уголовного кодекса РФ), поскольку данные, внесенные в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, не соответствуют действительности. Таким образом, поскольку наличествует совершение двух преступлений, наказание будет высчитываться с учетом вменяемых статей.

Следует отметить, что преступления коррупционной направленности носят латентный характер, поскольку совершаются скрыто. Рассматриваемые преступления выявляются сотрудниками Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, а также сотрудниками Федеральной службы безопасности России. Правоохранительные органы имеют повышенный интерес к преступлениям такой направленности, в связи с чем, периодически проводят профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению взяточничества в учебных заведениях, ведут оперативные разработки, проводят оперативные эксперименты, внедряют агентов.

3. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 гг.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 в рамках реализации п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы.

Данным планом предусмотрено дальнейшее совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе вопросов возложения на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанности уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; распространения на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, возложения обязанностей соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, на лиц, временно исполняющих обязанности по должности, замещение которой предполагает соблюдение этих стандартов.

Кроме того, предполагается разработка запретов на поступление на федеральную государственную службу и ее прохождение в отдельных федеральных государственных органах (исходя из специфики их деятельности) для граждан, освобожденных от уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности с назначением судебного штрафа в соответствии со ст. 76.2 УК РФ, а также установление ограничений, связанных с назначением на должности руководителя государственного (муниципального) унитарного предприятия или государственного (муниципального) учреждения лиц, имеющих неснятую (непогашенную) судимость или подвергавшихся уголовному преследованию за совершение преступлений коррупционной направленности, ограничений, связанных с замещением указанным лицом такой должности.

В рамках повышения эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов планируется дополнение перечня граждан и юридических лиц, с которыми может быть связана личная заинтересованность лица, на которое возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, бывшим супругом (бывшей супругой) этого лица, юридическими лицами, в которых это лицо занимало руководящие должности, учредителем или контролирующим лицом которых это лицо являлось.

Национальным планом предусмотрено совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части ответственности лиц за незаконное участие в предпринимательской деятельности, за посредничество во взяточничестве и коммерческом подкупе.

Реализация указанных мероприятий возложена на Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Генеральную прокуратуру Российской Федерации во взаимодействии с иными органами исполнительной и судебной власти.

4. Об уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений, к которым, в первую очередь, отнесены получение и дача взятки, а также посредничество во взяточничестве.

При этом за совершение преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 290 УК РФ (получение взятки), виновному должностному лицу судом может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет, либо штрафа в размере до пятнадцати миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, или в размере до стократной суммы взятки.

За совершение преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет, либо штрафа в размере до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет, или в размере до девяностократной суммы взятки.

По ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) ответственность несет лицо, непосредственное передавшее взятку по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствовавшее в достижении либо реализации соглашения о получении и даче взятки в значительном размере. Уголовным законом за совершение указанного преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо штрафа в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки.

Кроме того, ст. 291.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мелкое взяточничество - получение и дачу взятку в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, за совершение которых судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

5. Об ответственности лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, за нарушение антикоррупционного

законодательства, выразившееся в непринятии мер по предотвращению конфликта интересов

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-03 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

В силу ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЭ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЭ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

6. Об административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Согласно положениям статьи 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административной ответственности подлежат действия, заключающиеся не только в передаче незаконного вознаграждения, но и в его предложении, обещании.

Получателями незаконного вознаграждения могут выступать следующие субъекты:

- должностное лицо;

- лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- иностранное должностное лицо;

- должностное лицо публичной международной организации.

Незаконное вознаграждение может выражаться: в передаче денег, ценных бумаг или иного имущества, оказании услуг имущественного характера либо предоставлении имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах конкретного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица.

Размер штрафных санкций по ст. 19.28 КоАП РФ зависит от суммы незаконного вознаграждения и составляет его трехкратную сумму, минимальная сумма штрафа - не менее 1 млн. рублей.

Вышеуказанные действия, совершенные в крупном и особо размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного и стократного соответственно размера, но не менее 20 млн. руб. в случае крупного и 100 млн. рублей и особо крупного размера вознаграждения.

Правом на возбуждение административных дел за данное правонарушение наделен только прокурор.

Привлечение к уголовной ответственности за дачу взятки гражданина, который действовал от имени и в интересах юридического лица, не освобождает коммерческую фирму от административной ответственности.

7. Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3 названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)»

сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике.

Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:

- сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;

- обзор типовых ситуаций конфликта интересов;

- типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционную хартию российского бизнеса.

8. О мерах по предупреждению коррупции в организациях

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЭ «О противодействии коррупции».

В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в т.ч. положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.

Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в т.ч. руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

9. Как отличить подарок от взятки?

Основным критерием является мотив, по которому передаются какие- либо ценности. Так, гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что дарение происходит безвозмездно, то есть без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого (ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если же передача ценности связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства,

совершением каких-либо действий в пользу дарителя, то это уже не дарение.

Подобные действия могут быть расценены как передача взятки, за что установлена уголовная ответственность. При этом неважно передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.

Кроме того, дарение разрешено не во всех случаях.

Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:

- от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными их законными представителями;

- работникам образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Однако независимо от размера, незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) не имеет значения.

Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс. руб. - мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание 15 лет лишения свободы.

10. О видах доходов, сведения по которым обязаны предоставлять государственные и муниципальные служащие

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих - обязанность, предусмотренная требованиями федерального антикоррупционного законодательства.

При заполнении раздела справки «Сведения о доходах» необходимо руководствоваться более широким содержанием термина «доход», а не ограничиваться его определением, приведенным в ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следует учитывать, что к иным доходам относятся, в том числе, единовременные и ежемесячные выплаты, связанные с поддержкой граждан и семей с детьми, включая выплаты усыновителям, опекунам и попечителям, которые подлежат обязательному отражению при заполнении сведений о доходах. В качестве примера, при предоставлении сведений о доходах за 2021 год подлежат учету выплаты, полученные гражданами во исполнение Указа Президента РФ от 02.07.2021 № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».

В соответствии с действующим антикоррупционным законодательством, пособие по временной нетрудоспособности является самостоятельным видом дохода, подлежащим отражению служащим в разделе справки «Сведения о доходах», при условии, что данные выплаты не были включены в справку по форме 2-НДФЛ, вместе с тем на данные выплаты распространяется общее правило, согласно которому полученные доходы указываются без вычета налога на доходы физических лиц. Таким образом является ошибочной практика указания размера пособия по нетрудоспособности, фактически полученного служащим, без учета размера налоговых взысканий.

В качестве доходов, подлежащих отражению, не учитываются денежные средства, полученные в порядке возмещения ранее понесенных служащим расходов. Например, не подлежат отражению денежные средства, полученные в качестве возврата части стоимости туристской услуги по организации отдыха детей, осуществленного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 19.05.2021 № 759 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на реализацию программы поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги».

11. Ответственности за посредничество во взяточничестве

Ответственность за посредничество во взяточничестве определена законом как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Передача взятки означает переход предмета взятки к должностному лицу полностью или частично.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере может выражаться в разнообразных действиях, способствующих осуществлению договоренности сторон на совершение конкретного деяния (действий либо бездействия) взяткополучателем в интересах взяткодателя, а со стороны взяткодателя - действий по передаче предмета взятки взяткополучателю (ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие).

Ответственность за данные действия наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются:

- использование посредником своего служебного положения;

- посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие);

- совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей).

Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве при условии, что после совершения преступления лицо не только добровольно сообщило о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело, но и активно способствовало раскрытию преступления и (или) его пресечению.

12. Какие основания для освобождения от административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) предусмотрел законодатель?

Административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ наступает за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.

При этом, в соответствии с частью 5 примечания к статье 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

13. Зависит ли уголовная ответственность от суммы взятки?

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки наступает независимо от суммы взятки.

Однако, с 2016 года Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 291.2, предусматривающей ответственность за мелкое взяточничество. Так, получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, является мелкой взяткой и наказывается лишением свободы до 3 лет.

14. Об ответственности за нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего

В соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29, определены требования к оформлению и содержанию сообщения работодателя.

За невыполнение указанных требований наступает административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) в виде административного штрафа: на граждан - до 4 000 руб.; на должностных лиц - до 50 000 руб.; на юридических лиц - до 500 000 руб.

15. Положения антикоррупционного законодательства о критериях для признания информации достаточной при принятии решения об осуществлении контроля за расходами

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 2Э0-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЭ) основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

При этом такая информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке органами, организациями и должностными лицами, перечисленными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЭ.

В случае получения таких данных из внешних источников такая информация должна содержать, как минимум, сведения, позволяющие идентифицировать должностное лицо, в отношении которого она направлена и приобретенное им имущество.

Принятию решения о проведении контроля за расходами должен предшествовать анализ кадровым подразделением представленных служащим справок о доходах, расходах за 3 года, а также приложенных к ним копий документов, являющихся законным основанием для возникновения права на вышеуказанное имущество.

При этом наличие достаточности должно определяться в каждом случае индивидуально к сложившейся ситуации.

Так, само по себе заполнение раздела 2 справки о доходах, расходах не дает основание для принятия такого решения, поскольку этот раздел может быть заполнен ошибочно, либо служащим в иных разделах такой справки (раздел 1 - о доходах, раздел 6 - об обязательствах имущественного характера) могут быть отражены сведения, объясняющие соответствие расходов доходам.

В частности, например, кредитные обязательства в раздел 1 справки не включаются, но их следует учитывать при определении такого соответствия.

С другой стороны, незаполнение раздела 2 при одновременном указании приобретенного имущества и источников средств в иных разделах само по себе также не нельзя рассматривать как достаточность для принятия решения о контроле за расходами.

Ключевым параметром достаточности, на наш взгляд, является выявление несоответствия указанных в справках за соответствующие периоды сведений о полученных доходах, под которыми в данном случае следует понимать любые средства, приобретенные законным путем.

Также следует иметь в виду, что главной целью контроля за расходами является проверка достоверности и полноты представленных сведений (пункт 2 части 4 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-Ф3). Поэтому имеющаяся информация о сокрытии приобретенных объектов имущества, об очевидной занижении стоимости такого имущества либо о завышении (фиктивном получении) сумм доходов также указывает на несоответствие доходов расходам и может служить основанием для осуществления контроля за расходами.

При таких обстоятельствах в ходе контроля за расходами следует максимально критично оценивать достоверность сведений об источнике получения средств, направленных в последующем на приобретение имущества.

16. «Что такое антикоррупционная оговорка?»

Реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер административной и уголовно-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Профилактика коррупции при выборе деловых партнеров и контрагентов, при выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять локальные акты организации по вопросам противодействия коррупции. Виды и содержание локальных актов конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.

Как способ реализации меры по разработке и внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, может являться включение в гражданско-правовой договор, заключаемый организацией, антикоррупционной оговорки.

Антикоррупционная оговорка — это условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа. Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.

Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется и не устанавливается ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.

Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключении договора. Соответственно, никто не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.

Содержание антикоррупционной оговорки должно отвечать требованиям закона и быть разумным и исполнимым применительно к конкретным условиям сделки, также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:

1) запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения;

2) порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);

3) права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, рекомендуется:

1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку;

2) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой.

Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.

Письменный мотивированный отказ от включения в договор антикоррупционной оговорки в случае совершения контрагентом коррупционного правонарушения поможет подтвердить, что вы приняли все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений другой стороной.

17. Кто из должностных лиц может быть привлечен к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в соответствии со ст. 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации

Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ внесены изменения в ст. 201 («Злоупотребление полномочиями») и ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса Российской Федерации. Также внесены поправки в примечания к указанным статьям.

В частности, к должностным лицам в примечании к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации теперь относятся лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных внебюджетных фондах, публично-правовых компаниях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).

Из понятия «должностное лицо» исключили лиц, осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в АО, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

18. Антикоррупционные обязанности и запреты в связи с оборотом цифровых финансовых активов и цифровой валюты

Цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе, которые могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей. Понятие цифровой валюты позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Центрального банка Российской Федерации, но и, например, к биткоину.

Отличие цифровых финансовых активов от цифровых валют заключается в том, что в отношении первого всегда существует обязанное лицо, в отношении цифровой валюты обязанного лица нет. Цифровые финансовые активы, как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи выступает законным объектом гражданско-правовых сделок.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) определены правила выпуска цифровых финансовых активов, оборота цифровой валюты.

Одновременно Федеральным законом № 259-ФЗ внесены дополнения в три основных закона в сфере противодействия коррупции. Так, статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнена частью 10, согласно которой цифровая валюта признается имуществом, следовательно, сведения о ней подлежат отражению в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемой определенной категорией чиновников, служащих и руководителей организаций. В предыдущих декларационных компаниях сведения о виртуальной валюте не отражались в справке о доходах, поскольку не были предусмотрены ее формой, о чем разъяснялось в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018-2020 годах (пункты 58, 59), разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом № 259-ФЗ внесены дополнения в часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», согласно которым к сделкам с имуществом, по которым следует подтверждать законность расходов, отнесена сделка по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если сумма по такой сделке превышает общий доход отчитывающегося лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Дополнения, внесенные в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», возлагают обязанность на отдельных лиц в течение трех месяцев с 01.01.2021 прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в цифровую валюту и цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

19. Коррупциогенные факторы в нормативно - правовых актах

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Категория

Читать также

< Назад к разделу
Наверх